Почему христиане не поклонялись идолам?  

.
Сатана не удовлетворился тем, что он покорил человека с землею под свою власть, что держал его в плену, возбуждал в нем различные страсти и ими оковывал его, служением греху он привел его в служение себе. Мысль, обуявшая ангела на небе, не оставляла его и в поднебесной, куда, как в преддверие ада, он низвергнут с неба за мысль сделаться равным Богу. Он привел ее в исполнение введением на земле идолопоклонства. Человеческий род, постепенно размножаясь на земле, вместе с тем более и более переходил от удовлетворения нуждам к удовлетворению прихотей и греховных пожеланий. Несовместно с такою жизнью истинное Богопознание и самопознание! Человечество, потонув в земных заботах и наслаждениях, сделалось исключительно плотью, потеряло само понятие об истинном Боге. Но чувство богопочитания – это чувство неотъемлемое от сердца, как врожденное и естественное ему: оно не уничтожено падением – лишено правильности. Водимые этим бессознательным чувством, люди воздали божеское поклонение изобретателю и родителю греха – падшему ангелу и сонмищу его демонов. Человек обоготворил убивший его грех во всех его видах, обоготворил представителей греха – демонов. Он признал божественными наслаждениями удовлетворение всем страстям. И блудодеянию, и пьянству, и воровству, и убийству воздана почесть. Каждая страсть изображалась своим истуканом или идолом. Идол был символом демона, вполне чуждого жизни, вполне мертвого для ощущений духовных. Пред такими идолами совершалось и общественное, и частное или домашнее поклонение; пред идолами закапались и приносились жертвы из животных, а нередко и из людей. Но наружное служение идолам было, в сущности, служением бесам, как учит нас Апостол Павел (1Кор. 10, 20). Идольские храмы и сами идолы были любимым жилищем демонов. Из этих жилищ они издавали голоса и прорицания для обольщения злосчастного человечества. И сам человек, престав быть храмом Бога Живаго, соделался храмом и обиталищем сатаны (Лк. 11, 24- 26).
Идолопоклонство объяло всех людей и всю землю. Немногие избранные сохранили истинное Богопознание и Богослужение.
Современная наука указывает нам, что упоминание о идолопоклонстве пришло из племени оджибва североамериканского индейского народа алгонкинов. На языке этого племени «дотем» — характеристика кланового родства [1, стр. 87]. Именно в период освоения белым человеком Северной Америки обратили внимание на то, что кланы индейцев часто называются именами животных, растений и сил природы.
Время и бытие начались тогда, когда из вечности возникли, вышли многочисленные существа, которые довольно условно именуются австралийцами «предками». Коренные народы Австралии используют понятие «выход из вечности», понятие и для нас нелегко сознаваемое.
Действительно, при изучении религиозных представлений «примитивных племен» обращает на себя внимание далеко не примитивная глубина, делающая их сопоставимыми с шедеврами богословской мысли высококультурных народов. Скорее современный белый человек, живущий исключительно интересами телесного комфорта и сиюминутной приятности, покажется дикарем австралийцу, глубоко переживающему тайну своего бытия.
Итак, в австралийской религии, как и в религиозных представлениях других неписьменных народов, присутствует в «вынесенной за скобки» форме знание Высшего Бога, хранящего, в частности, и нравственный закон. Но в отличие от иных «дикарей», организация жизни в мире духов достигает у австралийцев очень высокого уровня. Духи являются не только «частью ландшафта», но и создателями, отцами и конечной эсхатологической целью существования аборигена. Это — предельная из известных ныне форма демонизма.
Обратившись к Священному Писанию, мы видим много указаний и предупреждений относительно идолопоклонства. Так, например, св. пророк Моисей после Синайского законодательства открывает израильскому народу Божию волю: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20,4-5). Также предостерегает нас наказанием за идолопоклонство: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, 9 не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, 10 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Втор. 5, 8-10).
Таким образом Сам Господь запрещает людям поклоняться идолам. Известный христианский писатель II века Тертулиан в своих трудах писал следующее: «Идолопоклонство — главное преступление рода человеческого, наивысшее прегрешение мира, единственная причина Страшного Суда. Ибо всякое иное преступление может быть отнесено к особой разновидности и подлежит суду под своим именем, в случае же идолопоклонства совершаются все преступления одновременно» [2, стр. 249]. Мерзость поступка заключается в том, что человек, поклонившись идолу, отвергает Самого Бога и тем самым своим заблуждением убивает себя. Служа идолам, человек является и прелюбодеем и развратником в отношении истины, так как всякая ложь является прелюбодеянием. Идолопоклонник совершает мошенничество в отношении Бога, отказывая Ему в причитающихся почестях и отдавая их другим, так что с мошенничеством здесь соединяется оскорбление. А поскольку как мошенничество, так и разврат с прелюбодеянием влекут за собой смерть, то идолопоклоннику не удается избежать также и обвинения в убийстве. Получается, что все преступления одновременно обличаются в идолопоклонстве, а поскольку все преступления противны Богу, а ничто направленное против Бога невозможно без участия демонических сил и нечистых духов, которым и принадлежат идолы, то несомненно, что всякий преступник совершает идолопоклонство, потому что он совершает то, что свойственно делать и обладателям идолов.
Некоторые возражают и против запрещения создавать изображения, ссылаясь на то, что Моисей в пустыне сотворил из бронзы изображение змеи. Но ведь они создаются для истолкования чего-либо скрытого и служат не упразднению закона, а защите веры. В противном случае, если это понимать как нарушение закона, то почему нам не обвинить Всевышнего в непоследовательности? Обвиняют же они Его в непоследовательности за то, что Он в одном месте Писания что-то запрещает, а в другом это же предписывает! Но ведь это очевидно, что эта статуя подвешенной в воздухе бронзовой змеи должна была символизировать Крест Господа, на котором Ему предстоит освободить нас от змей, то есть ангелов дьявола, и на котором будет подвешен умерщвленный дьявол, то есть змей. И хорошо, что Бог и запретил Своим законом изготовлять подобия, если же впоследствии открылось предписание изготовить изображения, необходимо поступить подобно Моисею.
Положения этой заповеди подчеркиваются также в Новом Завете, так в первом соборном послании св. апостола Петр пишет: «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; 4 почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас. 5 Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых» (1Пет. 4, 3-5). А в послании св. апостола Павла к Римлянам видим следующее: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; 22 называя себя мудрыми, обезумели, 23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, -24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. 25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Рим. 1, 21-25). Св. Аристид в своей «Аппологии» говорит, что варвары, не зная Бога, заблуждались относительно “стихий”, а поэтому стали почитать тварь вместо Творца [3, стр. 88]. А эти “стихии” – тленны и изменчивы, что не соответствует истинному, понятию о Божестве. Греки же впали в большее заблуждение, не удовлетворяясь почитанием природы и ее “стихий”, стали обожествлять и человеческие страсти вместе с пороками. Так ложное представление о Божестве влечет и нравственную порчу людей. Греческие же боги прелюбодействуют, убивают друг друга и вообще пускаются во все тяжкие. А если те, которые именуются их богами, проделывают все это, то тем более будут проделывать это люди, которые верят в творящих это. И вот, вследствие такого нечестивого заблуждения, у людей происходили непрерывные воины и великий голод, жестокий плен и лишение всего. Так отсутствие подлинного Боговедения ввергает человечество в великие беды.
В первом Послании к Коринфянам св. апостол Павел говорит: «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. 5 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, - 6 но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1Кор. 8, 4-6). А так же первое Послание св. апостола Павла к Коринфянам: «Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения» (1Кор. 10, 14). Св. апостол Иоанн в своём первом послании так же увещевает христиан: «Дети! храните себя от идолов. Аминь» (Ин. 5, 21). Все эти увещания святых Апостолов, своей жизнью доказавших истинность служения и победой своих страстей достигших истинного Боговедения, указывают нам на всю важность и бескомпромиссность воздержания от поклонения идолам.
Однако, многие полагают, что идолопоклонство состоит лишь в воскурении или заклании и принесении в жертву, либо в обязательствах, взятых в отношении каких-либо храмов или жрецов. Это все равно, что считать прелюбодеяние состоящим в поцелуях, объятиях и самом плотском соитии, а убийство — лишь в пролитии крови и исторжении души. Но насколько шире смотрит на это Господь, определяя прелюбодеяние и через вожделение — если кто смотрит с похотью, то тем воспламеняет свою душу. Убийством же Он считает также и злословие с поношением, а также гневливость и небрежение братской любовью. Так и Иоанн Богослов учит, что ненавидящий брата есть убийца (1Ин. 3,15). Поэтому в своём послании к Галатам св. апостол Павел говорит: «Идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, 21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют (Гал. 5,20-21). Ведь любым пристрастием, укоренившимся в нас, мы сами делаемся его рабом, теряем свободу и как заколдованные время от времени прибегаем к нему, и теперь уже нельзя сказать, что мы Христовы, мы не можем служить истинному Богу так как раньше, целиком и полностью отдавать ему своё сердце и душу. Св. Киприан Карфагенский говорил следующее: «Главная забота их - отвлекать людей от Бога, отводить людей от разумения истинной религии к суеверному почитанию себя и, так как сами они осуждены на казнь, искать участников казни в тех, кого обманом успеют увлечь к участию в своем преступлении. Однако же, когда мы заклинаем их истинным Богом, они тотчас уступают, признаются и вынуждаются выйти из содержимых ими тел» [4, стр. 153]. Этим-то и обличаются идолы они от нашего голоса и сокровенного величественного действия бичуются, жарятся как бы огнем, от прибавления продолжающейся казни, воют, стонут, умоляют вслух своих почитателей, сознаются, откуда пришли и куда пойдут: потом или тотчас выходят или исчезают постепенно, смотря по тому, как тут содействует вера страждущего или помогает благодать вручающего. За это и стараются они поселить в толпе ненависть к верующим в Истинного Бога, чтобы люди не стали их ненавидеть прежде, чем узнают. Вот почему христиане не покланялись идолам, так как один Господь всех - Бог: величие Его не может иметь совместника, потому что Он Сам Всемогущ.
Только в истинной религии нам открывается путь добродетельной и блаженной жизни, в ней почитается единый Бог, через которого и произошло начало всего, и Кем сохранятся вселенная[5, стр. 45]. Заблуждение же тех народов, которые предпочитали служение многим богам поклонению единому истинному Господу Богу, очевиднее всего открывается в том, что их мудрецы, так называемые философы, имели различные школы, но чтили общие храмы. Представления философов были различны в природе самих богов, каждый из них не боялся высказываться об этом публично, стараясь всех обратить в свою веру, но тем не менее они посещали общие святыни. Нет смысла останавливаться сейчас на том, чьи взгляды были точнее, а чьи — нет: достаточно уже самого факта — вместе с народом они вроде бы исповедовали одну и ту же религию, частным же образом каждый из них защищал свою, особую. Сократ был смелее других, он клялся собакой, камнем и вообще всем, что только попадалось на глаза, когда хотел прибегнуть к клятве. Конечно, он понимал, что каждое из творений природы, которое возникает по промыслу Божию, гораздо лучше, чем произведения каких угодно художников, а потому и более достойно почитания, нежели каменные идолы, помещенные в языческих храмах. И это происходило не потому, что камень и собака действительно заслуживают восхищения мудрецов, но этим он хотел дать понять людям, в какое глубокое суеверие они погружены. Вместе с тем, он обличал этим тех, кто считал этот видимый мир высшим Богом, делая из этого вполне последовательный вывод, что в таком случае следует чтить и всякий камень, как частицу высшего Бога. Если бы они смогли возмутиться подобным выводом, им бы пришлось изменить свое мнение и начать искать того единого Бога, который один только выше нашего ума и который сотворил всякую душу и весь этот мир. Об этом впоследствии с большою силой написал Платон, написал красиво, но не слишком убедительно, так как он и подобные ему философы не были рождены для того, чтобы отвратить мысль своего народа от идолопоклонства и направить ее к истинному почитанию истинного Бога. Поэтому и сам Сократ вместе с прочими чтил идолов, а после его смерти и осуждения никто уже не осмеливался ни клясться собакой, ни называть какой-нибудь камень Юпитером, но лишь хранили память об этом в немногих философских работах. Было ли это следствием страха перед карой или просто знамением того времени — нам неизвестно.
Христианская вера в истинного Бога, руководимая святым Духом вот уже многие века сохраняет себя от всякого греха, нечистоты порока, каким и является идолопоклонство. Сам Господь через пророков, апостолов, мучеников и других Своих угодников открывал и предостерегал человечество о мерзости пагубности и истинной сущности греха поклонения идолам. Современная наука свидетельствует нам о том, что человечество имело представление о Едином Боге и поклонялось Ему,

.
Христианская вера в истинного Бога, руководимая святым Духом вот уже многие века сохраняет себя от всякого греха, нечистоты порока, каким и является идолопоклонство. Сам Господь через пророков, апостолов, мучеников и других Своих угодников открывал и предостерегал человечество о мерзости пагубности и истинной сущности греха поклонения идолам. Современная наука свидетельствует нам о том, что человечество имело представление о Едином Боге и поклонялось Ему, призывая Его только в очень экстренных случаях, но в повседневной жизни поклонялась духам через различного рода идолов. Эта повседневная реальность и отдаляла истинную веру на задний план, и постепенно человечество теряло её. А будни с миром духов, идолов превратили человека в одержимого, вплоть до крайней степени демонизма. Некоторые проблески истины на этот счёт проливали философы, такие как Сократ, но всё же обратить и исправить народ от заблуждения им не было суждено. Истинный свет Христов проливался через Его святых угодников, одни из которых своим мученическим подвигом подтверждали принципиальность и неукоснительность своих убеждений, а другие в своих апологиях наставляли людей на верный и спасительный путь поклонения и служения Единому Богу.



















Список литературы
1. Лекции. История Религии/ Максимов Ю. М.- С-П.: МДАиС
2. Печатается по изданию: Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат./Общ. ред. и сост. А.А. Столярова. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Культура", 1994. С. 270.
3. Печатается по изданию: Аристид. Избранные сочинения /Издательство МДА.- С-П. с. 394
4. Творение святых отцев. Киприан Карфагенский. Книга о суете идолов: В рус. переводе/Издательство при МДА.- М.:Типография М.Н. Лаврова и Ко,1880. С. 361
5. Творение святых отцев. Блаж. Августин Аврелий. Об истинной религии: В рус. переводе/Издательство при МДА.- М.:Типография Августа Семена,1846. С. 404
Используются технологии uCoz