Христианский брак и современное отношение к семье.  

.
Вопрос о браке занимает сердца, умы людей на протяжении всей истории человечества. Причём, ввиду сложности этого вопроса, необходимо рассмотреть его религиозную и гражданскую сторону. Мы не станем вступать в полемику с взглядами различных народов в разные времена, а остановимся на общих и наиболее злободневных вопросах и проблемах христианского брака, особенно актуальных в наше время.
Большинство из нас, православных христиан, живёт не в монастырях, где всё проникнуто духом Православия. Изо дня в день мирянам очень трудно вести христианский образ жизни, находясь в обществе не только не христианском, но чаще всего всё более и более враждебном христианской вере. Но этот факт не должен расхолаживать нас, т. к. сам Христос говорил: « Се Аз посылаю вас яко овцы посреде волков: будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие» (Мф. 10, 16).
Прочным оплотом для православных мирян в этих условиях является брак, установленный благословением Божьим для спасения всех членов семьи. Рассмотрим брак в понимании Ветхого завета. Сразу же здесь на первое место входит сохранение еврейского народа. Поэтому тот факт, что в семье не рождалось потомство, был показателем греховности родителей и худшим наказанием для семьи. Считалось, что в детях, через потомков, родители бы дожили до времени пришествия мессии и тем самым наследовали царствие. В новом завете Христос дал новую цель – стяжание жизни вечной супругами и детьми.
Основа брака лежит в самой природе человека. Удивительный контраст: до сих пор пока Господь не сотворил человека, всё было хорошо, а вот Адам не нашёл полноты жизни один. И Господь, увидев это, сотворил ему в помощники жену. Первый человек сказал: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа своего» (Быт. 2, 23). Мужчина без жены – не человек, а получеловек. [1, 13] Эта истина выражается в следующих словах спасителя: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей и будут два одною плотию» (Быт. 2, 14).
Достоинство же мужчины и женщины перед Богом одинаково, но они отличаются между собой как две части одного целого. Ни одна из этих частей не может быть полной без другой, пока не достигнуто единство без какого-то особенного действия благодати Божьей. Святой Апостол Павел свидетельствует: «все вы – сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христе крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского, ибо вы одно во Христе Иисусе». Этим подтверждается, что с точки зрения нашего бытия между мужчиной и женщиной разницы нет. Различие между женщиной и мужчиной заключается лишь в предназначении на земле. Муж – глава жены. Он отвечает перед Богом за ход семейной жизни. Но это вовсе не означает, что он лучше или выше жены. Апостол Павел говорит: «Жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу…Но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всём» (Еф. 5. 22, 24). Писание говорит, что муж должен любить жену, как Христос возлюбил церковь и предал Себя за неё. (Еф. 5, 25) Благоразумные супруги, да уразумеют эти слова, эти истины не устаревают, но во всякое время актуальны и являются тем незапятнанным светом, который и по сей день, освещает сердца искренне любящих христиан.
Многие в наши дни считают брак простым юридическим соглашением, полумагическим обрядом, правильным соблюдением которого, их союз будет крепким, а некоторые, лишь как романтическое проведение торжества, придания ему большей пышности. В течение многих лет Церковь жила без такого обряда и признавала действительным тот брак между верующими людьми, который фиксировался только через публичное заявление в общине и сопровождался благословением епископа или священника и совместным участием в Божественной литургии. Церковь чтила римское право, согласно которому брак – подтверждённый перед свидетелями союз между мужчиной и женщиной, соучастие в божеском и человеческом праве. И это определение легло в основу канонических сборников Православных Церкви. Поэтому брак, заключенный в гражданском порядке, считался законным. Такой же практики придерживается в настоящее время РПЦ. Но, несмотря на определение синода, мы до сих пора встречаемся, что священники не допускают до причастия людей, состоящих в «невенчанном» гражданском браке. Священный Синод признал такие меры неприемлемыми. И тем не менее Православная церковь, как указано в определении Священного Синода, настаивает на важности и необходимости церковного брака. [2, ??] Из дневника императрицы Александры Фёдоровны мы можем прочитать следующие слова: «Брак – это Божественный обряд. Он был частью замысла Божия , когда тот создавал человека . Это самая тесная и святая связь на земле» [3, 12]. Святая жизнь автора этих слов является живым подтверждением их истинности. Поэтому нет, и не может быть оправдания лукавству некоторых верующих, сознательно уклоняющихся от церковного брака, чтобы не связывать себя слишком серьёзными обязательствами («поживём – увидим, может, потом и обвенчаемся»). Как показывает опыт, такой «пробный» брак чаще всего разваливается спустя определённое время.
Если к вере обратился лишь один из супругов, как поступать? Апостол Павел говорит так: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять её; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж: почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1Кор. 7. 12-14, 16) Апостол не только не советует слушательницам разводиться, но и настаивает, что они должны проявлять особенное внимание и послушание своим супругам, «чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше богобоязненное житие» (1Пет. 3, 1-2).
В настоящее время в обществе наиболее распространённым объектом поклонения является материальный успех. Тем самым, значение материнства и отцовства всё очевиднее понижается. Детей не хотят рожать, а родив, не желают жертвовать своим покоем и благополучием ради их воспитания. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева». (Пс. 126, 3) Эти слова Псалмопевца, как и другие библейские тексты (Ин. 16, 21; 1Тим. 2,13) говорят о радости и спасительности деторождения. По премудрому замыслу творца, плодом брачной любви и предельной общности мужа и жены в их взаимной преданности друг другу становятся дети. Рождение и воспитание их – одна из целей брака. В священном Писании описывается развитие плода в материнской утробе, как творческий акт Бога, в котором соучаствуют родители: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Не ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой… Ты вывел меня из чрева» (Иов. 01. 81-12, 18) Подобно этому тексту в Писании рад других мест (Пс. 138. 13, 15-16; Иер. 1, 5-6). Важность деторождения налицо предстаёт перед нами, и те семьи, которые умышленно не рожают детей, делают свой союз неполноценным, лишают себя счастья поделиться своей любовью с детьми.
Но как же быть, если желание есть, но ребёнка не могут родить в течение нескольких лет? Многие семьи распадаются из-за этого. Необходимо понять, что брак – это прежде всего таинство любви. Нельзя утверждать, будто всё значение семьи или брачной близости супругов только и сводится к деторождению. Ведь супружеские отношения выражают любовь, общность двоих, ставших «единой плотью», их преданность и верность друг другу. «Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь – жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве».- Писала в своём дневнике Александра Фёдоровна. [3,10]
Что же питает любовь, придаёте ей чистоту и искренность?! Если обратиться к истокам брака, то определённо это сохранение чистоты и невинности до вступления в брак. Современные нравы очень либеральны к этому вопросу. Но Православная Церковь, имея гигантский опыт во всех аспектах жизни человека, знает о существовании такого немаловажного явления, как телегония. Если обратиться к опыту животноводцев, например, собаководов, то можно сделать следующую заметку: если пародистую сучку познает дворняга, то если даже после этого свести её с пародистым кабелём, на протяжении всей жизни у неё не родится пародистого щенка. Так же и с голубями. Учёные решили поставить опыт и скрестили самца зебры с лошадью. Зачатия не произошло. Был сделан вывод, что явления не существует, но через время лошадь зачала от жеребца и родился жеребёнок с полосками, как у зебры. В научной сфере был фурор. Тогда учёные задумались, а может это явление распространяется и на людей?! После нескольких лет работы был сделан вывод, что, скорее всего, да. Но потом научная деятельность в этой области перестала финансироваться и затухла. Сейчас исследования в данной области встречает явно негативную реакцию в СМИ и со стороны многих учёных. Конечно, это всё естественно в условиях массовой развращённости это исследование не выгодно. Тем не менее некоторые учёные провели наблюдения и встретились с такими фактами, как рождение темнокожего ребёнка от светлокожих родителей. Выяснилось, что во время соревнований мать ребёнка имела связь с темнокожим туземцем, но тогда зачатия не произошло. Масса примеров встречается, когда неопытные мамы в молодости имели связи с дерзкими хулиганами, как правило такие парни имеют успех у женщин в молодости. Но теперь эти хулиганы стали наркоманами, некоторые оказались с даунистическими наклонностями и эти скрытые болезни передаются ребёнку. Пусть даже если он будет зачат от законного мужа, этот эффект, первого самца – телегония, проявляется.
Если рассмотреть этот вопрос с духовной точки зрения, то можно привести один исторический факит. В древние времена торговцы, путешествующие в различные концы земли, прибыли в Египет и после того как заканчивали свои дела частенько имели связь с, так называющимися, «жрицами любви». Эти женщины не брали денег за близость, но это было их ритуальным обрядом. После того как торговцы возвращались к себе домой, то чувствовали нехваток сил, неполноценность жизни. В чём же дело? Оказывается, после того как мужчина с женщиной имели близость, то на них уже распространялся закон бытия. Они, подобно браку, уже имели духовную связь и жизненная энергия, как по закону сообщающихся сосудов, перетекала на другой континент. Жрицы, таким образом, бесовским методом, не желая идти по доброму пути, и втягивая в беззакония людей, получали власть над силами, необходимыми для жизни самих ничего не подозревающих торговцев. Так через эту жрицу торговец был связан со всеми мужчинами, которые имели с ней близость. А там могли оказаться достаточно сильно падшие люди и эта тяжесть, осквернение, пускай в некоей меньшей степени, но передавалась торговцу. Как же можно избавиться от этой связи? К сожалению, а может и к счастью, светская наука не может ответить на этот вопрос, и обратиться нужно к Церкви. Только с искренней верой в Бога, его всемогущество, можно избавиться от этой связи через искреннее покаяние.
Из вышеуказанных примеров видно, что девственность, и мужчины, и женщины, вступающих в брак, не менее важны, как и важна духовная чистота. Сам Господь сказал: «А я говорю вам, что всякий кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мф. 5, 28). Мы не должны осквернять себя блудными мыслями, чтобы не осквернить своё сердце, чистота которого зачастую важнее для нашего спасения. Без чистоты невозможно представить истинную женственность. Даже среди этого мира, погрязшего в грехах и пороках, возможно сохранить эту святую чистоту. В дневнике императрицы Александры Фёдоровны я нашёл следующие заметки: «Я видел лилию, плавающую в чёрной болотной воде. Всё вокруг прогнило, а лилия осталась чистой, как ангельские одежды. В тёмном пруду появилась рябь, она покачивала лилию, но ни пятнышка не появилось на ней» [3, 73]. Так что даже в нашем безнравственном мире молодой женщине можно сохранить незапятнанной свою душу, излучая святую бескорыстную любовь. Женщина должна быть подобна сестре, а мужчина - брату. И сердце молодого человека должно ликовать, если у него есть прекрасная благородная сестра, доверяющая ему и считающая его своим защитником, советчиком и другом. А сестре следует радоваться, если её брат превратился в сильного мужчину, способного защитить её от жизненных бурь. Между братом и сестрой должна быть глубокая, крепкая и близкая дружба и они должны доверять друг другу. «Пусть между ними лягут моря и континенты, их любовь навсегда останется преданной, сильной и верной. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи» - пишет императрица Александра [3, 74].
«Если знание – это сила мужчины, то мягкость – это сила женщины. Небо всегда благословляет дом той, которая живёт для добра» - говорит в своих записях императрица [3, 16]. Союз двоих в браке – это великое добро, которое Господь даровал людям. Так будем же распоряжаться этим даром разумно, чтобы не осквернить и не потерять его, ведь сейчас, в наши дни это так легко сделать. В жизни семьи возникает огромное количество вопросов, спорных моментов, которые не были рассмотрены в данной работе, но являются немаловажными. Святая Православная Церковь знает ответ на них. Нет ничего невозможного для двух людей, искренне хотящих создать или сохранить свой брак. Ведь брак совершается на небесах, а для Бога нет ничего невозможного.
Используются технологии uCoz