Причастие  

.
ЗНАЧЕНИЕ ТАИНСТВА
Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ин. 6, 53.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем.
Ин. 6, 36.
Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в таинстве Евхаристии. Самое таинство было установлено Господом на Тайной Вечери. «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от нее все, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28).
Как учит Св. Церковь, христианин, принимая Св. Причастие, таинственно соединяется со Христом, ибо в каждой частице раздробленного Агнца содержится весь Христос.
Неизмеримо значение таинства Евхаристии, постижение которого превосходит наш разум. Оно зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, возвращает добродетели — восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения.
В размышлениях о Божественной литургии еп. Серафима Звездинского имеется описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина причащения Св. Тайн. Подвижник видел: «Огненное море, волны вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище.
На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение птиц, неслось благоухание цветов.
Подвижник слышит голос: «Перейди через это море». Но перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос: «Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло — Божественная Плоть Христова, второе крыло — Животворящая Кровь Его. Без них, как ни велик был бы подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельзя».
Старец Парфений Киевский однажды в благоговейном чувстве пламенной любви к Господу долго повторял в себе молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и мне дай в Тебе жити», и услышал тихий, сладкий голос: «Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем».
В некоторых духовных болезнях та¬инство причащения является наиболее действительным врачевством: так, на¬пример, при нападении на человека так называемых «хульных мыслей» духовные отцы предлагают бороться с ними частым приобщением Святых Тайн.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский пишет о значении таинства Евхаристии при борьбе с сильными искушениями: «Если почувствуешь тяжесть борьбы и увидишь, что тебе не справиться одно¬му со злом, беги к духовному отцу своему и проси его приобщить тебя Св. Тайн. Это великое и всесильное оружие в борьбе». Для одного душевнобольно¬го отец Иоанн рекомендовал, как сред¬ство излечения, пожить дома и почаще приобщаться Св. Тайн.
По обычаю Церкви, таинства пока¬яния (исповедь) и причащения следуют непосредственно одно за другим. Преп. Серафим говорит, что возрождение души совершается через два таинства: «через покаяние и совершенное очище¬ние от всякой скверны греховной Пречистыми и Животворящими Тайнами Тела и Крови Христовых».
Недостаточно одного покаяния для сохранения чистоты нашего сердца и укрепления нашего духа в благочестии и добродетелях. Господь сказал: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11, 24-26).
Итак, если покаяние очищает нас от скверны нашей души, то причастие Тела и Крови Господних напояет нас благодатью и преграждает возвращение в нашу душу лукавого духа, изгнанного покаянием.
Вместе с тем, как бы ни было для нас необходимо причастие Тела и Кро¬ви Христовых, оно не может иметь места, если не предшествует ему покаяние.
Апостол Павел пишет: «...кто будет есть хлеб сей и пить чашу Господню не¬достойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест он хлеба сего и пьет из чаши сей.
Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27-30).
Как мы видим из слов ап. Павла, таинство причащения будет действенно лишь при надлежащем приготовлении к нему, при предшествующей самопроверке и покаянии в грехах. И если последнего не было, то человек обрекается на немощь, болезни и даже смерть.
Что могло бы служить для нас показателем того, что мы подготовились к таинству причащения надлежащим образом? Приводим мнение по этому поводу преп. Симеона Нового Богослова: «Однажды, когда читались богодухновенные слова святого отца нашего Си¬меона Студийского — «брат, никогда не причащайся без слез», — то слушате¬ли, слыша это, а их тут было много не только мирян, но и монахов из известных и славных по добродетели, удивились этому слову и, посмотревши друг на друга, улыбаясь, сказали единодуш¬но, как бы в один голос: «Стало быть, мы никогда не будем причащаться, но должны остаться все без причастия».
Далее преп. Симеон разбирает черты жизни деятельной, полной трудов покаяния, что проходящие такую жизнь получают нежное чувствительное сердце и умиление, и у них слезы всегда будут сопровождать причащение. Те же, кто проводит жизнь в самоуслаждении, лени¬вы, нерадивы, не каются и не смиряют себя, те постоянно остаются с черствым, жестоким сердцем и не будут знать — что такое слезы при причащении.
Как пишет архиеп. Арсений (Чудовской): «Великое дело принимать Св. Тайны и велики от этого плоды: обнов¬ление нашего сердца Духом Святым, блаженное настроение духа. И сколь велико это дело, столь тщательной оно требует от нас и подготовки. А потому хочешь от Св. Причащения получать благодать Божию — старайся всемерно об исправлении своего сердца». Однако здесь следует помнить и слова свт. Фе¬офана Затворника: «Действие таинств не всегда отражается в чувстве, а дей¬ствует и сокровенно».

КАК ЧАСТО НАДО ПРИЧАЩАТЬСЯ СВЯТЫХ ТАЙН?
Ты подверглась напасти, пото¬му что уже пять недель не причаща¬лась Святых Тайн.
Преп. Макарий Великий.
В 4-м прошении молитвы Господней «Отче наш» мы просим о ежедневном даровании нам «хлеба насущного». По толкованию многих отцов Церкви, здесь следует скорее всего понимать не обычный хлеб и пищу, которые подает нам Бог в изобилии без нашего проше¬ния (Мф. 6, 31-32). Так св. Киприан пишет: «Хлебом нашим мы называем Христа, потому что Он есть Хлеб тех, которые вкушают Тело Его... Хлеб же сей давать нам каждодневно просим мы, во храме пребывающие и Евхарис¬тию каждодневно в снедь спасения при¬емлющие, в том смысле, чтобы не произошло какое тяжкое прегрешение и нам не было воспрещено приобщаться сего Хлеба Небесного... Поэтому-то мы и просим каждодневно давать нам Хлеб наш, т.е. Христа, чтобы нам, пребыва¬ющим во Христе, не отступать никогда от освящения Телом Его».
Святой Иоанн Кассиан Римлянин пишет так по этому же вопросу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». «На¬сущный», т.е. «над-сущный» — высший всех сущностей, каковым может быть только Хлеб, сшедший с небес. Когда говорится «днесь», показывается, что вчерашнее вкушение его недостаточно, если он также не будет преподан нам и ныне, — в убеждении нас таковою каждодневною нужностью его во всякое время изливать эту молитву, так как нет дня, в который бы не нужно было ук¬реплять сердце внутреннего нашего человека принятием и вкушением этого хлеба».
А вот мнение о том свт. Василия Великого. В письме к Кесарии он пишет:
«Добро есть и полезно приобщаться и принимать Тело Святое и Кровь Хрис¬тову каждый день. Мы приобщаемся в неделю четыре раза: в воскресенье, в среду, в пятницу и субботу, а также и те дни, когда бывает память какого-либо святого».
Преподобный Нил Сорский ежед¬невно причащался Св. Тайн и говорил, что причащение их «видимо поддержи¬вает силы души и тела».
Так же думал и святитель Амвросий Медиоланский. В книге о таинствах он пишет:
«Если многократно изливается Кровь, которая изливается во оставле¬ние грехов наших, то надо ее всегда принимать, чтобы отпускались мои гре¬хи; и если я всегда грешу, то всегда по¬требно для меня и врачевство...
Принимай всякий день то, что может исцелить тебя. Так живи, чтобы всегда быть тебе достойным этого (т.е. причащения) принятия».
Святитель Феофан Затворник также благословлял одного из духовных детей каждый день причащаться из запасных Святых Даров.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский указывал на забытое апостольское пра¬вило — отлучать от Церкви тех, кто три недели не был у Святого Причастия.
Прп. Серафим Саровский заповедо¬вал дивеевским сестрам: «Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем луч¬ше — не мучая себя мыслию, что недо¬стойна, и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благода¬тью, даруемой приобщением Св. Хрис¬товых Тайн. Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недо¬стоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном только созна¬нии великой греховности своей присту¬пил к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых яз¬вами грехов, то будет очищаться благодатию Христовой, все более и более светлеет, совсем просветлеет и спасется».
Разумеется, очень хорошо прича¬щаться и в дни своих именин и рожде¬ния, а супругам — в день их бракосоче¬тания. О. Алексий Зосимовский реко¬мендовал своим духовным детям прини¬зь
мать причастие также и в памятные дни по умершим их близким в дни их кон¬чины и именин: это соединяет с покойниками души живущих.
При желании же причащаться еще чаще (может быть даже каждый день) нужно следовать такому указанию при. Симеона Нового Богослова: «Кто не открывает каждодневно тайн сердца своего, кто в них и в соделанном по неведению не приносит должного пока¬яния, кто не ходит плача и сетуя всегда, и прежде сказанного со тщанием не проходит, тот подлинно недостоин (ежедневного причащения). А кто все это делает и в воздыханиях и в слезах совершает течение жизни своей, тот и весьма достоин быть причастником Бо¬жественных Тайн, и не только в празд¬ник, но и каждодневно, и даже — хотя и дерзновенно скажу — с самого нача¬ла покаяния и обращения своего».
Как пишет архиеп. Арсений (Чудовской): «Постоянное причащение должно быть идеалом всех христиан. Но враг рода человеческого сразу понял, какую силу даровал нам Господь в Св. Тайнах. И он начал дело отклонения христиан от Св. Причащения. Из истории христи¬анства мы знаем, что сначала христиа¬не причащались ежедневно, затем 4 раза в неделю, далее по воскресеньям и праз¬дникам, а там — во все посты, т.е. 4 раза в год, наконец, едва-едва раз в год, а иные и того реже».
«Христианин всегда должен быть готов и к смерти и к причащению», — говорил один из духовных отцов.
Итак, от нас зависит частое участие в Тайной вечери Христовой и принятие на ней великой благодати Тайн Тела и Крови Христовых. И если сердце всеце¬ло живет Богом — и в делах, и в сло¬вах и мыслях, если христианин плачет в душе о всяком грехе своем и имеет це¬лью своей жизни Богоугождение и стя¬жание Духа Святого Божия, то нет пре¬пятствий у него для ежедневного прича¬щения Святых Тайн, как это делали христиане первых веков и как пишет об этом Симеон Новый Богослов.
Один из мудрых современных пас¬тырей, о. Валентин Свенцицкий пишет: «Жизнь духовная не отвлеченное бого¬словие, а действительная и самая несом¬ненная жизнь во Христе. Но как она может начаться, если ты не примешь в этом страшном и великом таинстве пол¬ноты Духа Христова? Как, не приняв Плоти и Крови Христовой, будешь в Нем?
И здесь, как в покаянии, не оставит тебя враг без нападений. А здесь он бу¬дет строить тебе всякие козни. Он воз¬двигнет множество и внешних и внут¬ренних преград. То будет тебе некогда, то почувствуешь себя нездоровым, то захочется отложить ненадолго, «чтобы лучше приготовиться». Не слушай. Иди. Исповедуйся. Причащайся. Ведь не зна¬ешь ты, когда призовет тебя Господь».
Пусть же каждая душа чутко при¬слушивается в своем сердце и боится прослушать стук в его двери руки Высо¬кого Гостя; пусть боится она того, что ее слух огрубеет от мирской суеты и не сможет слышать тихих и нежных при¬зывов, идущих из Царства Света. Пусть боится душа подменить переживания небесной радости единения с Господом мутными развлечениями мира или низменными утешениями телесной природы. А когда она в силах оторваться от мира и всего чувственного, когда затоскует о свете Горнего мира и потянется к Господу, пусть дерзает единения с Ним в великом таинстве, одевая себя при этом в духовные одежды искреннего покаяния и глубочайшего смирения и неизменной полноты нищеты духовной. Пусть также не смущается душа оттого, что она при всем своем покая¬нии все же недостойна причащения.
Про это так говорит старец о. Алек¬сий Мечев: «Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, дос¬тойный причащения Святых Тайн? Ник¬то этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому ми¬лосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Имен¬но мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике».
Итак, как Сам Господь, так и св. отцы и старцы зовут нас к причащению каждый день. Почему же мы не делаем этого и почему не получаем на это благословения наших духовных отцов? Только по «жестокосердию» и нераде¬нию нашему, потому что при нашей греховной жизни и отсутствии постоян¬ного покаяния и трезвения мы стали бы принимать Тело и Кровь Господни не¬достойно.
Если христиане первых веков стара¬лись приступать ко Св. Чаше ежеднев¬но, то в XIX веке многие христиане в России считали причастие предсмерт¬ным напутствием. В наше время вновь возродилось стремление причащаться часто. Однако, зная, что к Чаше надо приступать после тщательной подготов¬ки — говения, многие не могут найти сил и времени для говения (которое тем самым превращается в самоцель).
В основе решения вопроса о том, как часто нам надобно причащаться, лежит степень подготовленности души, ее ревности, ее любовь к Господу, ее сила покаяния. Поэтому Церковь и пре¬доставляет решать этот вопрос священ¬никам, духовникам.
Именно с духовным отцом и надо со¬гласовать, как часто причащаться, как долго и как строго говеть перед этим.
Разные священники благословляют по-разному, но каждому по мере его сил.
Людям, стремящимся воцерковить свою жизнь, многие современные пас¬тыри рекомендуют причащаться от одного до двух раз в месяц. Иногда ба¬тюшки благословляют и более частое причащение, но это скорее исключение, чем правило.
Конечно, причащаться нельзя для «галочки», ради исполнения определен¬ных количественных норм. Таинство Евхаристии должно стать для право¬славного христианина потребностью души, без осуществления которой нельзя прожить.
ОБЫЧАИ ЦЕРКВИ ДЛЯ ДНЯ ПРИЧАЩЕНИЯ СВЯТЫХ ТАЙН
Желающий достойно причаститься Святых Христовых Тайн должен по крайней мере за 2-3 дня молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вече¬ром, посещать церковные богослуже¬ния. Перед днем причащения надо обя¬зательно быть на вечерней службе.
К домашним вечерним молитвам добавляется (из молитвослова) правило ко Св. Причащению. Размер его опреде¬ляется духовным отцом и зависит от со¬стояния здоровья. Обычно оно включа¬ет в себя каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению.
Надо при этом учитывать и ниже¬следующие указания о. Иоанна Кронш¬тадтского: «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность перед Богом и в вычитывании всех положен¬ных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога — на внут¬реннее исправление свое, например многие так вычитывают правило к при¬чащению. Между тем здесь прежде все¬го надо смотреть на исправление и го¬товность сердца к принятию Св. Тайн. Если сердце право стало во утробе тво¬ей, по милости Божией, если оно гото¬во встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех мо¬литв. «Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Кор. 4, 20). Хорошо послуша¬ние во всем Матери-Церкви, но с благо¬разумием и, если возможно, «могий вместити» продолжительную "молитву «да вместит». Но «не вси вмещают словесе сего» (Мф. 19, 11), если же про¬должительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припом¬ни, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на рас¬положение сердца. Главное дело — жи¬вая вера сердца и теплота раскаяния во грехах».
С молитвой соединяется воздержа¬ние от скоромной пищи — мяса, яиц, молока и молочных продуктов, при строгом посте — и от рыбы. В осталь¬ной пище надо соблюдать умеренность.
Желающий причаститься должен, лучше всего накануне, до или после ве¬чернего богослужения, принести ис¬креннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрывая свою душу и не утаивая ни одного гре¬ха. Перед исповедью нужно непременно примириться как со своими обидчика¬ми, так и с теми, кого обидел сам, сми¬ренно испросить у всех прощения. На исповеди лучше не дожидаться вопро¬сов священника, а высказывать ему все, что есть на совести, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вину на дру¬гих. Ни в коем случае нельзя на испове¬ди осуждать кого-либо или рассказы¬вать о чужих грехах.
Если нет возможности исповедаться вечером, нужно сделать это до начала литургии, в крайнем случае — до Херу¬вимской песни. Без исповеди никто, кро¬ме младенцев до 7 лет, не может быть допущен ко Святому Причащению.
Есть добрый обычай — после испо¬веди и до Святого Причащения не есть, не пить и не курить. Безусловно, это запрещается после полуночи. К причас¬тию нужно приходить строго натощак. К воздержанию от пищи и пития перед Святым Причащением надо приучать и детей.
У Святой ЧАШИ
Заканчивается литургия, и при¬частник готов соединиться со Христом. Отверзаются Царские врата.
«Со страхом Божиим и верою при¬ступите...» — возглашает диакон. Вера и страх Божий — вот что должно запе¬чатлеться в сердце каждого, подходяще¬го к Чаше. Здесь не место разговорам и суете. А на практике...
Кому из нас не приходилось быть свидетелем давки перед Святой Чашей! Люди отталкивают других, стараются, как можно раньше достигнуть Святых Даров, не внимают увещеваниям священника. А ведь недостойным поведением перед Чашей можно во мгновение ока перечеркнуть весь кропотливый труд говения.
Чтобы этого не случилось, каждому причастнику нужно хорошо знать и исполнять правила подхода к Святой Чаше, которые установила Церковь. Вот они.
— Перед Чашей надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее.
— Когда отверзаются Царские врата, надо перекреститься и сложить руки
крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук
причащаться; отходить от Чаши нужно не разнимая рук.
— Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной.
— Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только
потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не
толкаться.
— Женщинам перед причастием нужно стереть губную помаду.
— Подойдя к Чаше, громко и отчет¬ливо назвать свое имя. Принять Святые
Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить, а нижний край
Чаши облобызать как ребро Христово.
— Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника.
— У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения,
можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары.
— Отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор и выпить теплоту.
Только после этого можно приклады¬ваться к иконам и разговаривать.
— Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно
только из одной. Причаститься дважды в день — страшный грех.
В день причастия не принято вста¬вать на колени, за исключением покло¬нов в Посту при чтении молитвы Ефре¬ма Сирина, поклонов перед Плащани¬цей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Свя¬той Троицы.
Придя домой, следует прежде всего прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении; если их чита¬ют в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там.
После причащения до утра нельзя также ничего выплевывать и прополас¬кивать уста.
Причастники должны стараться хра¬нить себя от праздных разговоров, осо¬бенно от осуждения, а чтобы праздных разговоров не было, надо читать Еван¬гелие, молитву Иисусову, акафисты, Священное Писание.
* * *
День причащения — это особый день христианской души, когда она осо¬бым таинственным образом соединяется со Христом. Как говорит преп. Святогорец Никодим: «Истинные причастни¬ки всегда бывают вслед за причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно. Но как мы и телом стеснены, и внешни¬ми делами и отношениями окружены, в которых подолгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чув¬ства, день ото дня ослабляется.
Прп. Амвросий Оптинский НАСТАВЛЕНИЯ ПРИЧАСТНИКАМ
После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не воз¬вращаться назад, т.е. на прежние грехи.
Когда батюшку спросили: «Отчего после приобщения иногда чувствуешь утешение, а иногда холодность?» — он ответил: «У того холодность бывает, кто ищет утешения от приобщения, а кто считает себя недостойным, у того остается благодать».
Вопрос: «Говорят, когда приобща¬ешься, то в этот день надо постное есть?» Ответ: «О. Леонид говорил, что надо почтить этот день и не есть молоч¬ное, а батюшка Макарий снисходил к немощи и говорил, что можно есть».
Когда приобщаешься, то один толь¬ко день не полоскать рот и не плевать. Если большая частица (Св. Даров), то раздроблять во рту, а маленькую так проглотить; и не обращать внимания на хульные помыслы, а укорять себя за гордость и осуждение других.
Используются технологии uCoz